Обобщающий урок по литературному чтению по теме «Люби живое»
[ · Скачать удаленно (41,0 МБ) ] | 16.04.2013, 22:11 |
МБОУ «Краснозаводская средняя общеобразовательная школа №7» Обобщающий урок по литературному чтению по теме «Люби живое» Урок-конференция «Земля - наш дом родной» 3 класс Конспект составила: учитель нач. классов I кв. категории Потапова И.Н. 20.02.2013 г. Цель: • Обобщить знания по теме «Люби живое» • Прививать любовь и бережное отношение к природе. • Развивать умение выступать перед аудиторией • Воспитывать умение слушать выступающего, и делать выводы. Оборудование: • Название отделов (карточки) • Бейджики для корреспондентов. • Карточки с характеристикой зайца. • Карточки с текстом • Книги: В.Бианки «Лесная газета», В.Л.Дуров «Мои звери» • Презентация «Земля – наш дом родной» Ход урока 1. Орг. момент. Звучит мелодия. Учитель: Бесконечная Вселенная.… В этой завораживающей воображение бесконечности множество звезд, планет.… Но самая прекрасная планета во всей Вселенной – это наша планета Земля. Земля – наш дом. А человек в нем хозяин. Но мы не одни на нашей планете, с нами братья наши меньшие: птицы, рыбы, звери. Мы в ответе и за эту красоту, и за братьев наших меньших. Ученица читает стихотворение: Есть просто храм, Есть храм науки. А есть ещё природы храм – С лесами, тянущими руки Навстречу солнцу и ветрам. Он свят в любое время суток, Открыт для нас в жару и стынь, Входи сюда, Будь сердцем чуток, Не оскверняй её святынь. - Дорогие друзья! Уважаемые корреспонденты, сегодня этот урок будет не совсем обычный. Он пройдёт в виде конференции. - Что такое конференция? - Конференция – это собрание, совещание представителей каких-либо государств, организаций, групп людей. 1. Открытие конференции. - Мы собрались с вами на конференцию, которая посвящена теме «Земля – наш дом родной». Этот урок будет обобщением по разделу «Люби живое». - Как вы думаете, а кто считает Землю своим домом? - Задача нашей конференции: познакомиться с жизнью животных, их повадками, отношениями между людьми и «братьями нашими меньшими» - А помогут нам сделать авторы литературных произведений, которые вы прочитали по теме «Люби живое» и ваши активная работа, ваше внимание, умение слушать своих товарищей. - Работать будем по группам. Каждая группа представляет отдел газеты «Лесная газета». В каждом отделе работают корреспонденты. - А кто такие корреспонденты? - Корреспондент – сотрудник газеты или журнала, радио и других органов информации, посылающих им сообщения с мест. 3. Отдел «Вести из леса» - Зимой трудно птицам и зверям. Голодно и холодно в лесу. Как пережить это тяжелое время года? Слово нашему корреспонденту «Вести из леса» Князеву Семёну. Мы услышим сейчас рассказ Виталия Валентиновича Бианки «Птицы под снегом». ( Корреспондент читает рассказ В.В.Бианки) «Стая птиц под снегом» «Скакал заяц по болоту. С кочки на кочку, с кочки на кочку, да – бух! - сорвался, и в снег по самые уши. И чувствует косой: под ногами у него живое что-то шевелится. В ту же минуту из-под снега кругом него с громким хлопаньем крыльев пошли вырываться белые куропатки. До смерти перепуганный заяц кинулся назад в лес. Оказалось – целая стая белых куропаток ночевала в лесу на болоте. Днём они вылетают, ходят по болоту, клюют ивовые почки. Поклюют – и опять в снег. Там им тепло и безопасно. Кто их под снегом заметит?» - Что нового из этого сообщения узнали для себя о жизни белых куропаток? - Они ночуют под снегом, днём вылетают, ходят по болоту, клюют ивовые веточки. - А каким увидел зайца корреспондент? - Кто хочет дополнить о зайце? Дополнение. Зайцы очень осторожны. Он никогда не пойдёт прямо к своей лёжке. Будет путать следы петляя. И подпрыгивает иногда выше, чем на метр, взлетая над травой, он успевает оглядеться – ведь рядом могут быть враги. (Рысева Надя) - Кто хочет дополнить выступление нашего корреспондента? «О глухарях» В снегу прячутся не только куропатки, но и другие птицы. Например, глухари. Это – одна из древнейших птиц на земле. Живут они в сосновых лесах и на болотах. Гнездятся на земле и на деревьях. Обычно держатся тех мест, где вывелись. В снежные зимы поздним вечером глухари падают с деревьев в сугроб и там ночуют. Весной, когда глухарь-петух поет свою песню, он часто ничего не слышит. За то и прозвали его глухарем. - Назовите автора произведения, рассказавшего нам о зайце? - Иван Сергеевич Соколов - Микитов «Листопадничек» - Почему автор так назвал своё произведение? - Охотники называют осенних зайчат листопадничками, потому что они рождаются, когда с деревьев осыпается золотой лист. - Сейчас попробуем дать характеристику зайчику из рассказа Ивана Сергеевича Соколов- Микитова. Работа в группах. Каждая группа получает листок с характеристикой зайца. Они должны доказать, что зайчик обладал тем или иным качеством. • Смелый - убежал из родного гнезда искать журавлиные тёплые страны. • Легкомысленный - побежал, не подумав о последствиях. • Боязливый - в хатке у бобров было темно, сыро, можно было замёрзнуть, побоялся прыгать в холодную воду. • Решительный – решился научится плавать • Беспокойный – переживал о старой матери. О своём тёплом гнездышке. Не давал никому покоя. Группа отвечает: Мы считаем…. 4.Отел «Рыбацкий узел». - Слово предоставляется Луцик Сергею корреспонденту отдела «Рыбацкий узел» А я буду говорить не о рыбах, а о грызунах, ведущий полуводный образ жизни. Речной бобр – крупный грызун, достигает 30-32 кг. Жизнь его тесно связано с водой. Бобр прекрасно плавает и ныряет, имеет ряд особенностей связанных с водным образом жизни. Мех бобра очень густой и почти не намокает. Хвост широкий, плоский и служит рулём, когда бобр плывёт или опорой, когда бобр сидит на задних лапках. - Что ещё узнали о жизни бобров из данного произведения? • У бобров хатка в 2 этажа • Строят на речке плотину, подгрызают острыми зубами толстые деревья, ветер подует, упадет дерево в воду • Толстым хвостом громко пришлёпывают, как штукатур лопаткой. • Едят мягкие ивовые прутья • Любят чистоту и порядок. Дополнение У меня есть дополнение. Я хочу рассказать об ондатре. Ондатра живёт в норах, устраиваемых в берегах водоёмов. Вход в нору скрыт под водой. Питается рогозом, камышом, тростником. Она даёт очень красивый мех. Работа в группах. Задание: вставьте пропущенные слова, восстановив текст, и узнаете, кого ещё можем отнести к речным обитателям « Первыми заметили пика большие……………………. ……………. Они подлетели и закружились над кораблём. Они кричали от досады. Что не могут прикончить разом мышонка: боялись с лёта разбить себе клюв о твёрдую кору. Некоторые опустились на воду, и вплавь догоняли кораблик. А со дна реки поднялась………………………… Она ждала, когда …………………….. скинут мышонка в воду. Тогда ему не миновать её страшных зубов. (Ответ: белые чайки, щука, чайки) Проверка: зачитывает один из группы. - Откуда этот отрывок? - «Мышонок Пик» В.Бианки. - Виталий Валентинович Бианки побывал в экспедициях в самых разных уголках страны и везде изучал природу. Природа и стала главным героем его произведений, которые сам писатель называл «сказки-несказки» в 1927 г впервые напечатана «Лесная газета», которая превратилась в своеобразную энциклопедию жизни леса и его обитателей. (показать книгу «Лесная газета») - Но вернёмся к главному герою мышонку Пику. - Назовите эпизоды, которые вас заставили поволноваться за мышонка: Чуть не убил мальчик Чуть не склевали чайки Чуть не поймала щука, птица: рыболов-скопа, змея, жулан. Чему научился мышонок во время своего путешествия? Научился находить себе пищу, лазить отлично. - Мышь является основным кормом для хищного животного – лисицы. 5. Отдел «Почта» - Но не только мышей преследуют опасности. В отдел «Почта» пришли письма с жалобами. Жалоба 1 Сама знаю, что не красавица. Покажись я, многие шарахаются в сторону, а то и камнем бросят или ногой пнут. А за что? Придумали ведь, что от меня на руках бородавки бывают. Чушь какая-то. Не всем же быть красавицами! А вот польза от меня людям большая. Жаба сохраняет от гусениц и червей целый огород Жалоба 2 Ох, и не любят меня люди! Голос мой, видите ли, им не нравится. И глаза, говорят, у меня некрасивые. Считают, что я беду приношу. А так ли это? Если бы не я, пришлось бы некоторым сидеть без хлеба. Кто это? - Вспомним, в каком рассказе могла пожаловаться птица на людей? В. Астафьева «Капалуха», глухарка. Ребята потревожили гнездо глухарки. В гнезде лежало 4 рябеньких светло коричневых яйца. - Как она проявляла свой материнский инстинкт? - Своими распущенными крыльями прикрывала своих будущих птенцов, сохраняя для них тепло. Выщипала сама пух и грела голым животом - В каких рассказах вы встретились с материнским инстинктом у животных? ( Виктор Петрович Астафьев «Капалуха», Василий Иванович Белов «Малька провинилась», «Еще про Мальку»). А я хотела бы выступить в защиту кукушки. Кукушка – единственная из всех птиц, которая подкладывает яйца в чужие гнезда и никогда не выкармливает своих птенцов. А знаете, почему она это делает? Кукушка – птица насекомоядная и к тому же прожорливая. И главное – она поедает больших и мохнатых гусениц. А кукушата их есть не могут. Вот их и выкармливают другие птицы. Подкладывая яйца в другие гнезда, кукушка спасает своих птенцов от голодной смерти. (Шевякова Лиза) - О материнстве, о преданности и жертвенной любви матери слагают стихи и песни. Какие пословицы о материнской любви вы знаете? - Всякой матери свое дитя мило. – Материнское сердце не знает покоя. - Золото и серебро не стареют, отец и мать цены не имеют. – При солнышке светло, при матери добро. 6. Отдел «Городские новости» Слово предоставляется Бочкину Андрею корреспонденту отдела «Городские новости» Я – корреспондент городских новостей. И хочу прочитать вам письмо мальчика. Какого жука я в лесу повстречал! Он топал, как бык, и рогами качал. И очень серьезным и грозным он был- Я даже дорогу ему уступил. Мне имя его неизвестно пока, Но я не забуду лесного жука. Я в городе в библиотеку пойду, Жука моего по рисункам найду. Узнаю, где водится, как он живёт, Зачем ему крылья и что он жуёт. И будут страницы, как травы шуметь, И будут, как птицы, трамваи звенеть. Я всем расскажу про жука своего, Как славно, что я не обидел его! 7. Отдел «Сельские новости» Слово предоставляется Леснёву Илье стрелецкой Александре корреспондентам отдела «Сельские новости» Мальчик: Мотылёк, как же так? Целый день ты летал И совсем не устал? Расскажи, как ты живёшь? Что ты ешь? Что ты пьёшь? Где твой мир? Где твой дом? Расскажи обо всём. Мотылёк. Я живу на лугах, и в садах, и в лесах, Я летаю весь день в голубых небесах. Солнца ласковый свет озаряет мой кров. Мне еда и питьё – ароматы цветов. Но живу я недолго – не более дня. Будь же добрым со мной и не трогай меня! - Ребята, я слышала про мальчика, который обменял дорогую игрушку самосвал на светлячка и был этому рад. Не подскажите ли мне кто этот мальчик и откуда? - Это Дениска из рассказа В. Драгунского «Он живой и светится». - А кто знает почему светится светлячок? Сообщение Алексеева Сергея - Что бы вы посоветовали сделать Дениске? 8. Подведение итогов конференции. - Наша конференция подходит к концу. - Скажите, чему вас научили писатели, их произведения? О чём заставили задуматься? Они на учили нас видеть живое вокруг себя. Все хотят жить! Здесь уместно вспомнить слова Михаила Михайловича Пришвина: Мои молодые друзья! Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища охранять – их надо открывать и показывать. Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоёмы. В лесах, степях, горах разные ценные животные – будем охранять наши леса, степи, горы. Рыбе – вода, птице - воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину. (слова Пришвина прочитать по группам) 9. Рефлексия Ресурсный круг - Что вы увидели, что вы услышали, что почувствовали на конференции? - Давайте передавая слово по кругу обратимся к людям Земли с просьбой: - Не рвите полевые цветы, … Перова Варя: Берегите землю! Берегите! Жаворонка в голубом зените, Бабочку на листьях повилики, На тропинках солнечные блики, На камнях играющего краба, Над пустыней тень от баобаба, Ястреба, парящего над полем, Ясный месяц над речным покоем. Ласточку, мелькающую в жите. Берегите землю! Берегите! Конференция заканчивается песней «Просьба» Текст песни Просьба (Пахмутова Александра): Раненая птица В руки не давалась, Раненая птица Птицей оставалась... Этот сон давнишний До сих пор мне снится: На траве кровавой Вздрагивает птица. Припев: Птицы, рыбы и звери В души людям смотрят. Вы их жалейте, люди, Не убивайте зря! Ведь небо без птиц - не небо, А море без рыб - не море, И земля без зверей - не земля! Не земля! Не земля! Люди-исполины, Люди-великаны, Есть у вас винтовки, Сети и капканы. Есть у вас бесстрашье, Сила есть навечно - И должно быть сердце, Сердце человечье! Припев. Люди, человеки, Страны и народы! Мы теперь навечно Должники природы. Надо с этим долгом Как-то расплатиться, Пусть расправит крылья Раненая птица! Припев: Птицы, рыбы и звери В души людям смотрят. Вы их жалейте, люди, Не убивайте зря! Ведь небо без птиц - не небо, А море без рыб - не море, И земля без зверей - не земля! Не земля! Не земля! | |
Просмотров: 10384 | Загрузок: 1056 | |